Военно-патриотическое воспитание

Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

 

Военный комиссариат Волковысского, Берестовицкого и Свислочского районов

 

Призывник

(Согласно определению из статьи 1 Закона «О воинской обязанности и военной службе»), – гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку, призывной участок – территория в границах административно-территориальной единицы, в пределах которой соответствующим военным комиссариатом (обособленным подразделением) приписываются граждане мужского пола в год достижения ими 16-летнего возраста, проводятся очередные призывы граждан мужского пола на срочную военную службу, службу в резерве.

Таким образом, призывниками являются граждане [Беларуси] мужского пола в возрасте ;26 лет, состоящие на воинском учете (ввиду приписки) и не зачисленные в запас. Призывник после прохождения приписки имеет на руках документ воинского учёта – удостоверение призывника (т.н. «приписное удостоверение»), его форма установлена в приложении 10 к Инструкции о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, выглядит оно как сложенный белый лист плотной бумаги. В возрасте 18–26 лет призывник подлежит призыву на срочную военную службу, службу в резерве, ввиду чего для него есть уголовная ответственность за уклонение от призыва на неё.

Повестка

– документ установленной формы, при помощи которого военный комиссариат вызывает гражданина. В соответствии со статьёй 18 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Для разных целей используются разные формы повестки. Для мероприятий призыва на срочную военную службу, службу в резерве используются формы, установленные в приложениях 1 и 8 к Постановлению Министерства обороны от 13 января 2020 года №2. Для переосвидетельствования, сборов или мобилизации военнообязанных форма повестки установлена в форме 23 приложения 2 к Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных.

Если речь идёт о призыве на срочную военную службу, то следует руководствоваться статьёй 39 Закона «О воинской обязанности и военной службе», где указано что граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны явиться по повесткам или направлениям военного комиссариата в военный комиссариат, на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, заседание призывной комиссии (к военному комиссару), для отправки в воинские части для прохождения военной службы, службы в резерве (получения предписания для убытия к месту военной службы), а также находиться в военном комиссариате, на призывном пункте или сборном пункте до отправки их к месту военной службы, службы в резерве.

Поправками в Закон «О воинской обязанности и военной службе» 2014 года установлено (в статье 39), что оповещение граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, не получивших повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, о необходимости их явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, осуществляется заказным письмом по их месту жительства с уведомлением о его вручении и считается надлежащим. Как известно, заказное письмо с уведомлением о вручении требует личной подписи гражданина на почтовом бланке, который возвращается отправителю.

Устно, а тем более письменно, отказываться от вручения повестки бессмысленно, поскольку статьёй 39 Закона установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве получить повестки или направления военного комиссариата лично под расписку. В случае отказа теоретически может быть составлен некий акт в присутствии свидетелей и повестка будет считаться врученной. На практике такое предположение проверено не было.

Призывной возраст

Призывной возраст в Республике Беларусь установлен частью первой статьи 30 Закона «О воинской обязанности и военной службе»: Призыву на военную службу, службу в резерве подлежат:

- на срочную военную службу, службу в резерве – граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе (далее – граждане, не состоящие в запасе);

- на военную службу офицеров по призыву – граждане мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах, сдавшие государственные выпускные экзамены, зачисленные в запас и имеющие воинское звание офицера (далее – граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера).

Как видно из приведенной цитаты, призвать на срочную военную службу, службу в резерве могут только в возрасте до 27 лет. То есть как только молодому человеку исполняется 27 лет, призвать в армию его уже не смогут. Несмотря на очевидность этого факта, широко распространено заблуждение, якобы на службу призывают до 28 лет (это пытаются объяснить, самостоятельно добавляя отсутствующее в законе слово «включительно»). Человек, умеющий читать законы и знакомый с азами математики, без труда придёт к выводу, что «до 27 лет» — это тот период времени, который предшествует наступлению возраста в 27 лет, но никак не может распространяться после этого события.

Кроме того, согласно части второй статьи 36 Закона «О воинской обязанности и военной службе»: Решение о призыве граждан на военную службу, службу в резерве может быть принято только после достижения ими 18-летнего возраста

Срок военной службы по призыву

Срок военной службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь устанавливается статьёй 45 Закона «О воинской обязанности и военной службе»:

Срок военной службы по призыву устанавливается:

- для военнослужащих, не имеющих высшего образования, проходящих срочную военную службу, – 18 месяцев;

- для военнослужащих, имеющих высшее образование, проходящих срочную военную службу, – 12 месяцев;

- для военнослужащих, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров, сдавших установленные программами подготовки экзамены и проходящих срочную военную службу, – 6 месяцев;

- для военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву, – 12 месяцев.

В срок срочной военной службы не засчитываются:

- срок отбывания наказания в виде ареста;

- срок содержания на гауптвахте при исполнении ареста, наложенного на военнослужащего в дисциплинарном порядке;

- срок самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления;

- срок военной службы по контракту, если военнослужащий не выслужил срок срочной военной службы и перешел на военную службу по контракту, при досрочном расторжении контракта (кроме случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым части третьей, абзацем вторым части четвертой, абзацами вторым–одиннадцатым части пятой статьи 59 настоящего Закона).

Срок службы в резерве

Срок службы в резерве Законом не определен так же, как для срочной военной службы, так как служба в резерве проходится в несколько этапов с длительными перерывами, а длительность каждого этапа («сбора») и их количество зависит от военно-учетной специальности и наличия высшего образования либо звания младшего командира соответственно. Фактическая (календарная) продолжительность службы в резерве поэтому может составлять от дня призыва на службу в резерве до дня увольнения со службы от одного до трех лет.

Согласно статье 63 Закона «О воинской обязанности и военной службе»:

Срок службы в резерве исчисляется учебными часами и учебными годами.

Учебные часы при пропуске резервистами занятий в срок службы в резерве им не засчитываются.

Учебный год службы в резерве засчитывается резервисту в случае, если он полностью прошел занятия и учебные сборы продолжительностью, установленной частью третьей статьи 62 настоящего Закона для соответствующего учебного года, и сдал квалификационные экзамены, установленные учебными программами.

Срок службы в резерве устанавливается:

- для граждан, не имеющих высшего образования,

– три учебных года; для граждан, имеющих высшее образование, – два учебных года;

- для граждан, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах по программам подготовки младших командиров и сдавших установленные программами подготовки экзамены, – один учебный год.

Согласно части третьей статьи 62 Закона:

Занятия и учебные сборы с резервистами проводятся ежегодно. Продолжительность занятий и учебных сборов устанавливается:

- для первого учебного года – от 300 до 850 учебных часов в зависимости от получаемой резервистом военно-учетной специальности;

- для второго и третьего учебных годов – 250 учебных часов в учебный год.

Согласно части третьей статьи 64 Закона, если гражданин был досрочно уволен со службы в резерве, при его призыве на срочную военную службу (если гражданин не был зачислен в запас) ему засчитывается продолжительность службы в резерве из расчета восемь учебных часов учебных сборов за одни сутки срочной военной службы.

Медицинский осмотр

Медицинский осмотр – исследование состояния здоровья и физического развития граждан врачебной комиссией или врачами-специалистами в целях дополнительного контроля обоснованности ранее вынесенных заключений о категории их годности по состоянию здоровья и физическому развитию к военной службе либо выявления новых обстоятельств, препятствующих призыву их на военную службу по состоянию здоровья.

Медицинское освидетельствование

Медицинское освидетельствование – мероприятия по определению категории годности граждан и их предназначения к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья, годност и к обучению в военных учебных заведениях, на военных кафедрах, а также по определению необходимости оказания медицинской помощи, осуществляемые членами врачебной комиссии или врачами-специалистами.

Медицинское освидетельствование является одним из мероприятий призыва на срочную военную службу, службу в резерве, его проходят граждане при приписке к призывному участку около 16 лет (или позже), при призыве на военные и специальные сборы медицинское освидетельствование не проводится, если только гражданин сам не заявит о его проведении (если у него есть непризывные болезни, неизвестные военкомату). При прохождении медицинского освидетельствования гражданина могут направить на медицинское обследование, вручив направление и бланки акта исследования состояния здоровья.

Татуировки

Татуировки — рисунки, выполняемые специальной краской на теле человека. Сами по себе татуировки не являются препятствием для прохождения военной службы: упоминаний о них нет ни в Расписании болезней, ни в статьях 31—32 Закона «О воинской обязанности и военной службе». По свидетельствам очевидцев, в рядах Вооруженных Сил РБ неоднократно были замечены татуированные военнослужащие, в том числе и с многочисленными татуировками на открытых частях тела. Информация о том, что наличие татуировки автоматически освобождает от призыва в армию не более чем миф.

Следует отметить, что если у призывника очень много татуировок, их тематика и место нанесения отличаются от «общепринятых», это может стать поводом для повышенного внимания врача-психиатра при прохождении медицинской комиссии. Скорее всего такой призывник будет направлен на психиатрическое обследование, где у него может быть обнаружено заболевание соответствующего профиля. В таком случае он может быть признан негодным к службе по состоянию здоровья. Конечно, такие татуировки — всего лишь внешний симптом болезни.

Отсрочка от службы в армии

Отсрочка – временное право призывника не быть призванным в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Все основания для отсрочек от армии в Беларуси перечислены в статье 32 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Также там указан и период действия отсрочки (условия, при которых каждая отсрочка начинает и прекращает действовать). Отсрочки по не указанным в статье 32 основаниям не предоставляются. Как например, абсолютно безграмотные, но популярные заблуждения насчёт обучения в автошколе, языковых курсах и даже взятого кредита – это не причины получить отсрочку.

Есть следующие виды отсрочек от призыва на срочную военную службу, службу в резерве: ·

- по состоянию здоровья; ·

- для продолжения образования;

- для прохождения интернатуры и сдачи квалификационного экзамена по специальности интернатуры;

- по семейному положению;

- для получения военно-технических специальностей;

-  в связи с осуществлением депутатских полномочий; 

- на основании указов Президента Республики Беларусь.

Для того, чтобы отсрочка была предоставлена, призывная комиссия должна принять соответствующее решение. Без решения призывной комиссии призывник не может иметь отсрочку! Если в отсутствие оснований для отсрочки или освобождения от призыва военкомат не предпринимает никаких действий по призыву призывника, то это можно назвать как угодно, но не предоставлением отсрочки (забыли, потеряли, проигнорировали, план призыва перевыполнен).

После окончания отсрочки призывник по-прежнему подлежит призыву в установленном порядке. Это главное отличие от зачисления в запас, при котором гражданин (рядовой запаса) призыву на срочную военную службу, службу в резерве не подлежит. Отсрочка от призыва по состоянию здоровья предоставляется максимум на 1 год [часть вторая статьи 32 Закона «О воинской обязанности и военной службе»].

«Отсрочки по состоянию здоровья на три года» не существует и никогда ранее не существовало — её часто путают с зачислением в запас после признания негодным к службе в мирное время, НГМ (см. Медицинское переосвидетельствование). Между отсрочкой и зачислением в запас существует настолько огромная разница, что многим не под силу даже осознать этот факт и поверить в отсутствие отсрочки на три года (по состоянию здоровья).

Вызывать в военкомат (например, в целях обеспечения воинского учета) призывника имеют право в любое время, в том числе и в период действия отсрочки.

Срок действия отсрочки начинает исчисляться от момента принятия решения призывной комиссии о предоставлении отсрочки. Чтобы знать точный срок действия отсрочки и иметь на руках документальное подтверждение предоставление отсрочки, можно получить копию решения призывной комиссии. Также призывнику могут проставить отметку об отсрочке в удостоверение призывника

Уклонился от службы - ответь

Откосить от армии — безграмотный общеупотребительный аналог фразы «освободиться от призыва».

Молодой человек, желающий общение с военкоматом провести с пользой для себя, должен выкинуть из своего лексикона слова «откос», «откосить». Малозначительный на первый взгляд нюанс имеет на самом деле очень важен: правильное понимание процесса приводит к правильным действиям. Возможно, вместо «откосить от армии» Вы на самом деле хотите освободиться от призыва на законных основаниях. Тогда — начинайте читать закон.

Освободиться от призыва можно или практически навсегда, или временно. Выбирайте тот вариант, который для вас доступен.

«Откосить от армии» в Беларуси нелегально может обойтись очень дорого. Уголовный кодекс предусматривает серьёзное наказание за взятки, как для берущего, так и для дающего. К тому же, нарушив закон, вы не получите абсолютно никаких гарантий. Известны случаи, когда вскрывались случаи коррупции и все личные дела призывников тщательно пересматривались заново. Конечно, если в итоге всё закончится исправительной колонией, больше вас никогда в мирное время призывать не станут, но стоит ли оно того? Не поддавайтесь на провокации, действуйте строго в рамках закона!

Уклонение от призыва — невыполнение лицом возложенной на него законом обязанности участвовать в мероприятих призыва на воинскую службу. Это условное обобщенное определение на основании комментариев белорусских юристов к Уголовному кодексу. В самом Уголовном кодексе определение уклонения не содержится, но именно в нем есть три статьи, к которым такое определение уклонения от призыва может относиться:

- Статья 434. Уклонение от мероприятий призыва по мобилизации [относится к призыву на военную службу по мобилизации]

- Статья 435. Уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу [относится к призыву на срочную военную службу, военную службу офицеров по призыву, службу в резерве]

- Статья 436. Уклонение резервиста или военнообязанного от явки на сборы (занятия) [относится к службе в резерве и призыву на военные и специальные сборы (они тоже являются видом воинской службы, но они выделены в эту статью]

Уклонение от мероприятий призыва может выразиться в следующем:

- Неявка без уважительных причин по надлежаще врученным гражданину повесткам (направлениям) на мероприятия призыва;

- Неявка по надлежаще врученной гражданину повестке (направлению) в течение пяти рабочих дней после окончания действия уважительных причин, препятствовавших явке по повестке (направлению) в указанное в ней время (если в течение этих пяти рабочих дней не появились новые уважительные причины неявки);

- Явка по надлежаще врученной гражданину повестке (направлению), при которой призывник без уважительных причин не выполняет действия, предписанные повесткой (направлением) [не проходит мероприятия призыва], в том числе:

-o Явка на медицинское обследование и отказ от его прохождения;

- o Явка на медицинское обследование, его неполное прохождение и досрочное прекращение по вине гражданина (например, выписка при курении в неположенном месте);

- Прохождение мероприятий призыва с целью не быть призванным на воинскую службу (сборы) путем умышленного причинения себе телесного повреждения [в том числе для получения больничного и неявки при его наличии на мероприятия призыва], либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана.

Если призывник не явился без уважительных причин на мероприятия по призыву на срочную военную службу, службу в резерве по повестке или направлению военкомата и данная явка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении воинской обязанности, то он может быть привлечен не к уголовной, а к административной ответственности по части 3 статьи 25.1 КоАП в виде предупреждения или штрафа до пяти базовых величин.

Необязательно уклонение от призыва будет определно буквально так, как описано выше — у суда может быть своя точка зрения на действия (бездействие) призывника. Также как и у прокурора, следователя или самих сотрудников военкомата, подающих документы на возбуждение уголовного дела. Так, в ситуации, когда призывник явился по повестке на мероприятия призыва в военкомат, полностью прошел соответствующее мероприятие, ушел из военкомата, не получив новой повестки, и с тех пор не является в военкомат в отсутствие новой надлежаще врученной ему повестки, сотрудники военкомата могут подать документы на возбуждение уголовного дела, если не из искренней убежденности в том, что здесь имело место уклонение от призыва, то хотя бы из стремления проучить таким образом призывника путем вызова его уже к прокурору (следователю) и вручению новой повестки без возбуждения уголовного дела.

Статьёй 437 Уголовного кодекса предусмотрено наказание за уклонение от воинского учета. Эта статья не связана с каким-либо видом призыва на воинскую службу (что можно увидеть и по довольно мягкому по сравнению со статьями 434–436 наказанию по этой статье), она касается таких ситуаций, когда гражданин в принципе не стал на воинский учет в военкомате в срок, хотя обязан был сделать это по закону. Например, это возможно при оформлении паспорта серии PP и дальнейшем получении обычного паспорта, либо после отбытия наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, либо после увольнения со службы в МВД, МЧС, ГКСЭ, ДФР КГК, либо после увольнения с военной службы, службы в резерве, альтернативной службы, либо после получения иностранным гражданином или лицом без гражданства мужского пола в возрасте 16–50 лет гражданства Республики Беларусь

 

Информация о военных учебных заведениях Республики Беларусь

Военный факультет в учреждении образования «Белорусская государственная академия авиации»

Военно-медицинский факультет в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Военный факультет в учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Военно-транспортный факультет в учреждении образования «Белорусский государственный университет транспорта»

Военно-технический факультет в Белорусском национальном техническом университете

Военный факультет учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»

Учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь»

Следственный комитет Республики Беларусь

Пограничная служба Республики Беларусь

МЕРОПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРАЖДАН